Бывший сотрудник КГБ-МБ-ФСК-ФСБ
Родился в 1962 году в Воронеже.
В 1980 году окончил среднюю школу.
Служил в армии. С 1988 года в органах контрразведки КГБ СССР. С 1991-го - в центральном аппарате МБ-ФСК-ФСБ России. Специализация борьба с терроризмом и организованной преступностью. За проведение совместных с МУРом операций по розыску и задержанию особо опасных преступников получил звание Ветеран МУРа.
Участник боевых действий во многих так называемых горячих точках бывшего СССР и России. В 1997 году был переведен в самое секретное подразделение ФСБ РФ - Управление по разработке преступных организаций - на должность старшего оперативного сотрудника, заместителя начальника 7-го отдела. В ноябре 1998 года в Москве выступил на пресс-конференции с критикой руководства ФСБ, сообщив о полученных им противозаконных приказах. В марте 1999 года был арестован и помещен в СИЗО ФСБ Лефортово. В ноябре 1999 года был оправдан, но прямо в зале суда, после зачитанного ему оправдательного приговора, арестован ФСБ и посажен по другому уголовному делу.
В 2000 году второе уголовное дело было прекращено, и Литвиненко был выпущен под подписку о невыезде. Тут же против него было начато третье уголовное дело. После угроз со стороны ФСБ и следователей в адрес семьи вынужден был нелегально покинуть Россию, в связи с чем против него было возбуждено четвертое уголовное дело. Обосновался в Великобритании, где в мае 2001 года получил вместе с семьей политическое убежище.
27 августа 2001 года в "Новой газете" были опубликованы главы из книги "ФСБ взрывает Россию", написанной Литвиненко вместе с ученым-историком, бывшим москвичом, с 1978 г. проживающим в США, Юрием Фельштинским. В книге утверждается, что война в Чечне и взрывы домов в Москве и других городах России были организованы ФСБ.
13 сентября 2001 года бывший начальник Литвиненко Александр Гусак в интервью газете "Завтра" сказал, что книга является дешевой фальшивкой под которой Литвиненко, скорее всего, просто поставил свою подпись, чтобы угодить своим новым хозяевам. Гусак охарактеризовал Литвиненко следующим образом: "Как профессионал он был вполне на уровне. Но как человек - дрянь.
Его буквально распирала гордыня. В собственных интересах он мог перешагнуть через кого угодно."
23 апреля 2002 года Главная военная прокуратура направила в суд уголовное дело в отношении Литвиненко. Он обвинялся в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и хищении взрывчатых веществ (ст. 226 УК РФ) (Интерфакс, 23 апреля 2002).
28 мая 2002 года Наро-фоминский гарнизонный военный суд начал заочное рассмотрение дела Литвиненко. 29 мая были допрошены в качестве свидетелей два его бывших сослуживца - Виктор Шебалин и Николай Борисов. Шебалин рассказал, что узнал на продемонстрированной ему судом видеозаписи Литвиненко в человеке, который избивал одного из потерпевших.
По словам свидетеля, он узнал коллегу по голосу и манерам. Накануне в ходе первого судебного слушания по делу суд допросил двух потерпевших. Один из них - некий Одиноков - заявил, что Литвиненко применял к нему меры физического воздействия при проведении оперативно-разыскных мероприятий в Подольске в ноябре 1997 года. Потерпевший утверждал, что был насильно доставлен в Москву и избит Литвиненко. Причем процесс избиения снимался на видеокамеру. Комментируя показания свидетелей, адвокат Михаил Маров сказал, что, по его мнению, их нельзя считать заслуживающими доверия.
13 июня 2002 года государственный обвинитель потребовал назначить Литвиненко наказание в виде 5,5 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
21 июня 2002 года распространил через СМИ письмо, в котором обратился к суду: "Ваше решение никак не отразится на моей жизни, свободе или добром имени. Ваш приговор не будет иметь для меня никаких последствий... Судят меня за то, что я сказал правду о взрывах жилых домов в 1999 году... Я использую свое право на последнее слово, чтобы сказать вам: признавайте меня виновным. Обвинительный приговор, исходящий от вашего суда, будет для меня честью, а оправдательный - позором."(Коммерсант, 22 июня 2002 ).
25 июня 2002 г. Наро-Фоминский гарнизонный военный суд вынес Литвиненко заочный приговор (впервые в постсоветской истории).
Подсудимый был признан виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия, незаконном приобретении взрывчатых веществ и приговорен к 3,5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год. Из приговора следует, что Литвиненко в январе-июне 1997 года в ходе оперативно-розыскных мероприятий в Подмосковье, Москве и Костроме неоднократно пытал подозреваемых, угрожал им и фальсифицировал доказательства их вины. В качестве компенсации морального вреда суд обязал Литвиненко выплатить пяти потерпевшим в общей сложности 80 тысяч рублей, администрации больницы УВД Костромской области - около одной тысячи рублей и возместить судебные издержки в размере 80 тыс. рублей. Осужденный в беседе с корреспондентом газеты "Коммерсант" заявил, что, несмотря на обвинительный приговор, он чувствует себя оправданным.
Скончался 23 ноября 2006 года в лондонском госпитале после трех недель тяжелой и мучительной болезни, вызванной отравлением полонием-210.
До этого он был известен как бывший офицер ФСБ, с его слов - отказавшийся выполнить приказ своего начальства по убийству предпринимателя и политика Бориса Березовского. Осенью 2000 года Александр Литвиненко бежал из России вместе с семьей и получил политическое убежище в Великобритании. Там в соавторстве с Юрием Фельштинским он написал скандальную конспирологическую книгу "ФСБ взрывает Россию", на страницах которой обвинил ФСБ в развязывании чеченской войны и взрывах домов в городах России.
Предположительно, Литвиненко был отравлен 1 ноября 2006 года в лондонском баре "Миллениум", где встречался с тремя бывшими коллегами - Луговым, Ковтуном и Соколенко.
По материалам "Новой газеты", "Коммерсанта", Каспарова.Ru, 23.05.2007