Все побежали, и я побежал…
Во-первых, я стал фанатом актера, что со мной случается нечасто, мягко говоря. (С отечественными актерами – не случается).
Во-вторых, выяснилось, что даже некоторые наши политологи тоже смотрят то, что именуется "дорама". То есть, азиатские (чаще – японские и корейские) сериалы. Да еще и комментируют... Видимо, не просто так. Очевидно, азиатский кинематограф потеснил Голливуд - и таки стал частью жизни Земшарии. Недаром даже опереточный переворот в Южной Корее СМИ назвали "дорамой-детективом".
Ну так вот, решил я пересмотреть все фильмы, где играл Ино Кэй. И наткнулся на нечто, что меня потрясло. Под названием "И все пропали".
Потрясло актуальностью сюжета. А сюжет – о буднях цифрового концлагеря. Что характерно, фильм был снят еще до пандемии.
Никаких вам "Элизиумов", все просто. И антураж – самый обычный. Вот только у каждого – личный номер, это же так удобно!
И есть айтишник – очень богатый и очень успешный – который эту программку дорабатывает. И все у него замечательно – банковский счет, работа, коллеги, семья, невеста, друзья… ну, пока личный концлагерный номер был при нем.
На самом деле, это детектив – и детектив очень загадочный. А еще – фильм ужасов без зеленочешуйчатых чудовищ. Хотя чудовища – более гуманные и менее ужасные.
* * *
Некоторые граждане любят рассуждать о том, что менталитета не существует. Вообще ни у кого.
Я же убежден в обратном: есть общечеловеческие ценности, важные для каждого жителя Земшарии. А есть еще и менталитет. Характер реагирования на ту или иную ситуацию, обусловленный много чем – опытом поколений, религией (если есть), словом, всем тем, что называется словом "среда" (но отнюдь не генетика).
И вот возьмем крайний случай – две истории о мести, европейскую середины XIX века и японскую – начала XXI века.
Что делает Эдмон Дантес? Он проводит очень тонкие операции, чтобы разрушить жизни тех, кто его предал. А дальше – противник разорен, опозорен, сломлен. И доведен до самоустранения.
А что сам Эдмон Дантес? А он наслаждается жизнью, богатством. О себе не забывает.
Только однажды он рискует подставиться под пулю, но и эта история благополучно для него решается.
Его месть вполне рациональна. И вот эта рациональность может предусматривать и милосердие: враг побежден, унижен, сломлен… почему бы не оставить его в живых, он все равно не представляет более угрозы.
Да и вообще, помимо мести граф занят и кое-чем противоположным – надо отблагодарить хороших людей, тех, кто проявил к нему участие.
И вот – японская дорама. Не буду спойлерить, в отличие от "Графа Монте-Кристо", сюжет известен далеко не всем.
Главный герой (его, в отличие от Эдмона Дантеса, можно счесть злодеем, хотя не все так однозначно) проводит тончайшую операцию против того, кому поклялся отомстить. Он разрушает всю его жизнь, становится его лучшим другом – а потом намеренно предает…
А потом приходит к нему и говорит – ну, вот он я, это я разорил тебя, лишил положения в обществе, лишил друзей, любви, семьи… убей меня – и живи с этим! Даже если тебя не отыщет полиция – ты будешь жить с этим!
И в этот момент оказывается, что рациональности в его поступках – даже не ноль, а минус.
И вот как к этому отнестись? Я с огромным интересом смотрю все это – но с не меньшим интересом я смотрел бы и фильмы о жизни тау-китян или центаврян.
Да, в стране, в которой популярно предание о 47 ронинах из Ако, именно такой способ мести и возможен.
Вкратце перескажу эту историю. Жил-был некий даймё Асано Наганори, которого оскорбил и довел до гибели другой столь же важный господин – Кира Ёсинака. 47 самураев, служивших покойному даймё, поклялись отомстить – хотя за месть их ждал смертный приговор.
И отомстили.
Операция была той еще. Были переодевания странствующими монахами и торговцами, растворение в толпе, чтобы враг потерял бдительность. Один из ронинов даже женился на дочери строителя поместья Киры – только для того, чтобы раздобыть планы постройки (а о том, сколь несчастна будет его вдова, он, разумеется, не подумал).
В конце концов, они на усадьбу Киры напали. Перебили 16 ни в чем не повинных – кроме службы "не тому" господину - слуг. Добрались до Киры. И…
Наверное, схватили, "долго били-колотили в огороде, во кустах"?
Да ничего подобного! Ему почтительно предложили ритуально самоубиться.
А Кира, надо отдать ему должное, отказался от такой чести. Ну, вот тут его и зарубили.
И – что? И пошли сдаваться сёгуну. Они же преступники! Сёгун поступил "по-благородному" (они, конечно, преступники, но есть же самурайский дух и кодекс бусидо!) – вместо того, чтобы предать их казни, он тоже даровал им право на ритуальное самоубийство…
Что я вижу в этой истории?
А вот что: почти пять десятков здоровых парней – а были среди них и совсем юные, - отомстили тому, кого считали врагом (ну, наверное, их барин был добрым), попутно перебив кучу народа, сделав несчастными еще больше людей, а потом самовыпилились. А единственный настоящий герой в этой истории – как ни странно, Кира. Потому что его одного не коснулась вся эта некротическая анти-жизнь, потому что он один попытался ей сопротивляться. Трус? Герой! Как единственные герои Первой мировой - дезертиры, не желавшие дохнуть в Верденах и Ипрах.
А от некротических преданий, восхваляющих "красивую" смерть (это ложь, смерть всегда мерзка и гадка) – прямая дорожка к коленопреклонениям, когда в 1945-м над берегом пролетает самолет, и всем понятно, что люк у него запаян, а пилот – в белом шарфе камикадзе. И бухаются на колени, и никто не задает вопрос – а за правое ли дело воюет этот пилот?
И европейский мститель (Эдмон Дантес), и японский идут к цели примерно одним путем. Но европеец, даже подсознательно, даже не особо отдавая себе в этом отчет, всегда держит в уме вопросы "Чтобы что?" и "Что последует за этим?" Ему жизнь важна, а не некротика! Ему нужна реальная, а не "моральная" победа.
Вот, наверное, в этом и разница.
Япония, конечно, давно вестернизирована. И, конечно, рациональность возобладала и там. Но иногда какой-нибудь полицейский отчет, внезапно распространившийся за пределы cтраны, начинает напоминать дорамы и фильмы ужаса.
Однако мне всегда будет ближе именно рациональность.
И спойлер: персонаж дорамы таки отказался убивать разрушителя своей жизни. И вот это – вполне рационально.
! Орфография и стилистика автора сохранены