И в продолжение предыдущего текста о человеке, как абсолютном хищнике нынешнего витка биологической эволюции. Понятие "абсолютный хищник" возникает тогда и только тогда, когда индукционное давление биологического вида на окружающий его биоценоз превосходит (причем существенно) способность биоценоза к самовосстановлению в результате деятельности этого абсолютного хищника.

Бездоказательно предположу, что ключевым фактором, создавшим нового абсолютного хищника-человека, является его разумность (в нашем понимании). Именно разум позволил человеку создать небиологические инструменты эксплуатации окружающих его ресурсов и включения всё большего их числа в собственный оборот потребления. У этого утверждения возникает неизбежное следствие: индукционное давление на экологическую систему, используемую человеком, будет идти по созданию параллельных с человеком разумных существ. Причем скорость сапиентизации для других биологических видов будет существенно выше, чем у человека.

В некотором смысле это аналогично развитию технологического уклада. Появление первых технологий нового уклада происходит сложно, болезненно и с нередкими отступлениями. Однако когда новый технологический уклад приобрел устойчивость, дальнейшее развитие в его рамках и пределах присходит очень быстро, зачастую — бурно. Когда Стив Джобс представил первый айфон, который стал родоначальником целого класса технологических устройств, прошло немало времени — как на осмысление и реализацию нового технологического решения, так и продвижения его на рынок. Но затем развитие рынка смартфонов пошло такими темпами, что сегодня их собирают где угодно, включая Африку, Латинскую Америку или тот же Вьетнам. Ну, за исключением какого-нибудь Зимбабве (но это неточно) и России. Но здесь отдельный вопрос —

там, где власти упорно создают из своих стран кладбища и помойки, там вообще возникают аномальные зоны деволюционного характера. К сожалению, пока что Россия представляет из себя именно эволюционную помойку.

Но мы об абсолютном хищнике. Индукционное давление на среду неизбежно будет создавать новые разумные виды, причем в первую очередь среди тех видов, которые непосредственно соприкасаются с человеком — домашних животных. Возможно, что такой процесс будет искусственно ускорен в ходе каких-либо специальных научных исследований и экспериментов. В этом смысле "Планета обезьян" Пьера Буля вполне может оказаться пророческой — сапиентизация обезьян по его книге была искусственно ускорена именно в ходе экспериментальных опытов. Не исключено, что подобное развитие событий может ожидать человечество в ближайшие несколько сот лет.

[Конечно, не только Пьер Буль описывал фантастические вселенные с разумными нечеловеческими видами. Глен Кук в цикле "Темная война" описывал разумных волков-метов, есть и отечественные фантасты, проектирующие столь специфическое будущее, хотя все они грешат одной очевидной проблемой - психология и разум нечеловеческих видов вполне человеческие, равно как и логика, смыслы и так далее. Что, будем откровенны, как раз таки не слишком правдоподобно, но в художественных произведениях нелепо ожидать строгого научного подхода]

И вот если (а скорее всего — когда) на планете возникнет несколько разумных видов (причем крайне вероятно, что разумность каждого из них будет отличаться, как отличаются операционные системы разных смартфонов), перед этими видами встанет вопрос создания принципиально новой экологической системы и создания баланса интересов между этими видами. Что совершенно не исключает борьбы силового порядка и даже войн между разными разумными видами, но скорее всего, они создадут новую равновесную систему, в которой каждый разумный вид получит свой собственный доступ к новой экологической системе, эксплуатируя только ее часть.

Как только это произойдет, роль человека как абсолютного хищника будет исчерпана, новая экосистема начнет развиваться и рано или поздно, но создаст нового абсолютного хищника, который запустит новый цикл эволюции.

Вероятность искусственного интеллекта, как параллельного человеку разумного вида, я бы пока не рассматривал в принципе, так как у любого ИИ пока не просматривается главного условия, делающего нас разумным видом - способности к саморефлексии, созданию смыслов. Для человека толчком к обретению разума стало осознание конечности своего существования, что породило вопрос о смысле жизни. Для любого искусственного интеллекта конечность его существования есть величина неопределенная, так как неясно - что именно вообще может пониматься под ним. А раз так, то ожидать вопроса о смысле существования ИИ от него самого, заданного им самому себе, пока не приходится. И раз так, то на данном этапе любой искусственный интеллект можно исключить из числа потенциальных соискателей разума.

Мюрид Эль

telegra.ph

! Орфография и стилистика автора сохранены