Оказывается, в авторитарном древнем Египте, где фараон возвышался над своими подданными как грозное божество над букашками, женщины обладали куда большей свободой, чем в "демократических" Афинах.
Пока мужчины в Афинах философствовали, общались на агоре и решали политические вопросы на народном собрании, женщины носа не высовывали из гинекея — женской половины дома. Речь конечно идет о "приличных" женщинах, гетеры обладали большей свободой, на то они и гетеры...
А в древнем Египте женщины работали, владели собственностью, могли заключать сделки. Хотела написать, что они обладали теми же правами, что мужчины, но остановилась. Прав-то особых здесь не было ни у кого. Но женщины могли многое.
Интересно, что из всех греческих городов больше всего возможностей было у спартанских женщин — то есть опять же там, где все были подчинены государству.
Закономерность или случайность?
Но в целом для греков египтянки были загадкой. Великий Геродот удивился настолько, что написал в своей "Истории", что в Египте мужчины мочатся сидя, а женщины стоя. Откуда он это взял???? Видно уж очень странным показалось ему поведение египтянок.
Удивительным образом, может быть, столь "передовые" черты египетского общества на самом деле — проявление его архаичности, и в жизни египетских женщин сохранились какие-то черты древнего равенства полов. Впрочем, возможно, это такая же фантазия, как рассказ Геродота.
Жаль, конечно, что те знаменитые египтянки, которых мы прежде всего вспоминаем, — Нефертити, Хатшепсут и, конечно же, Клеопатра, — заслоняют для нас всех остальных. Ясно, что об этих трех остались рассказы, изображения, легенды. Но те тысячи женщин, от которых в лучшем случае до нас дошло имя на папирусе, а может, и его нет, — тоже заслуживают того, чтобы попробовать представить их жизнь.
ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
! Орфография и стилистика автора сохранены