Задержание, ФСБ. Фото: 365news.biz
  • 19-04-2017 (16:51)

Россия часто меняет неудавшуюся экстрадицию на административное выдворение

update: 19-04-2017 (18:31)

В России продолжается практика замены экстрадиции выдворением, то есть уголовное преследование заменяют более легко реализуемым административным, сообщил Комитет "Гражданское содействие" в рассылке, поступившей 19 апреля Каспаров.Ru. О недопустимости этого уже не раз заявлял Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Максимальный срок содержания под стражей Саидмаруфа Саидова в связи с экстрадиционной проверкой по требованию Таджикистана закончился 10 апреля. Из СИЗО Саидов подал ходатайство о предоставлении ему статуса беженца, так как на родине ему угрожают пытки и обращение, унижающее человеческое достоинство, но получил отказ. Юрист сети "Миграция и право" Роза Магомедова помогла обжаловать отказ в суде, однако Генпрокуратура, не дожидаясь решения суда, постановила экстрадировать его на основании "Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" 1993 года. Адвокат обжаловала решение прокурора.

Саидов должен был 10 апреля выйти из СИЗО и под подпиской о невыезде ждать результата обжалования решения генпрокуратуры, но из СИЗО №4 его доставили в ОВД "Якиманка",

где предъявили обычное обвинение по статье 18.8 КоАП РФ — "нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание". Адвокат представила в ОВД доказательства того, что ее подопечный находился в СИЗО, а значит, не мог в это время нарушать режим пребывания на территории РФ. Кроме того, в СИЗО хранятся документы ее подопечного, которые подтверждают законность нахождения в России до заключения под стражу.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

Замоскворецкий суд за несколько минут постановил, что вина Саидова полностью доказана,

назначил ему штраф пять тысяч рублей с принудительным выдворением в Таджикистан и помещением до исполнения решения в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ). Так экстрадицию заменили выдворением.

Впервые "Гражданское содействие" столкнулось с такой заменой в 2006 году, когда в Узбекистан выдворили Рустама Муминова. Прокуратура отказала в экстрадиции, но ФСБ решила выдворить его, что и было сделано. ЕСПЧ в постановлении по его делу признал Россию виновной в нарушении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Начальника ЦВСИГ судили, оштрафовали, но

Муминову это не помогло: в Узбекистане его надолго лишили свободы.

В 2011 году по сценарию замены экстрадиции на выдворение пытались выслать гражданина Узбекистана Абдулсами Рахмонова. Ему повезло: удалось получить временное убежище благодаря вовремя принятому решению ЕСПЧ.

В случае Саидова адвокат Магомедова намерена обратиться в ЕСПЧ с просьбой применить правило 39 Регламента и запретить его высылку и выдачу до вынесения окончательного решения по делу. Адвокат попросила СИЗО-4 предоставить информацию

о том, когда и при каких обстоятельствах Саидов покинул изолятор, почему ему не выдали документы и как он оказался не на свободе, а в ОВД "Якиманка".

Отметим, что описанный сценарий замены экстрадиции депортацией не единственный способ выполнить просьбу коллег из дружественной страны и передать им гражданина, минуя правовые нормы. Так, 13 апреля в Екатеринбурге вместо освобождения из СИЗО были выданы Узбекистану Жамолиддин и Хасан Пирматовы, несмотря на отказ генпрокуратуры в их экстрадиции. Адвокаты не успели вмешаться и ввести процедуру в законное русло: сотрудники ФСБ попросту посадили их в самолет и отправили на родину.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела