Нынешние отечественные споры о соотношении либерализма, национализма и популизма, особенно разгоревшиеся в связи с "крымской платформой" Навального-Ходорковского, проще понять, приложив к иному историческому опыту. Например, Франции, чья культура полтора столетия формировала русскую. Французский либерал был честен со своей совестью и со своими гуманистическими и демократическими убеждениями, когда с 1871 по 1918 год он требовал возвращения Эльзаса и Лотарингии.
Но он был дураком, если бы поддержал франко-бельгийскую интервенцию в Рурскую область в 1923 году.
Он был бы изменником своим убеждениям, если бы с 1871 по август 1914 он выступал бы за инициирования войны против Германии во имя возвращения Эльзаса и Лотарингии.
И он был бы подонком, если бы после выступал в поддержку аннексию немецких земель до Рейна (Пфальц).
Но можно ли требовать от публичного деятеля политического самоубийства?
Проведём серию мысленных экспериментов.
Россия, октябрь 1913 года. Вопрос к любому российскому политику (кроме ссыльных социал-демократов и эсеров): как надо поступить с Царством Польским и Великим княжеством Финляндским?
Германия, октябрь 1913 года. Вопрос к любому немецкому политику: как надо поступить с Эльзасом-Лотарингией?
Германия, июль 1944 года. Вопрос к любому немецкому антифашисту, от офицеров-аристократов до коммуниста из довоенной коминтерновской сети: заслуживает ли Германия поголовной этнической чистки немецкого населения в Померании, Силезии, Восточной Пруссии и Судетской области с тем, чтобы зачищенная территория стала компенсацией Советской России, Польше и Чехословакии?
Франция, октябрь 1958 года. Вопрос к любому французскому политику: как надо поступить с департаментом Алжир?
! Орфография и стилистика автора сохранены
Вы можете оставить свои комментарии здесь