Ровно год назад, 17 августа, 2012 г., Хамовнический суд, ныне более известный как Хамсуд, вынес приговор трем участницам группы Pussy Riot.

Российская история знает немало примеров того, когда судебный процесс знаменовал начало нового,— как правило, репрессивного периода. Так, например, суд над Бродским (Ленинград, 1964) обозначил начало конца хрущевской оттепели, а процесс Синявского и Даниэля (Москва, 1965-1966) — окончательный отказ от нее, переход к этапу брежневского застоя и зарождение диссидентского движения в СССР. Соответственно, приговор Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич, можно рассматривать как точку невозврата для нынешней российской власти, как гудок истории, возвестивший вступление в стадию авторитаризма, к которому путинский режим последовательно двигался предыдущие несколько лет.

До последнего дня многим казалось, что дело, может, закончится условным сроком и что не может одноминутная пляска привести молодых матерей за решетку. Да, она, собственно, и не привела. Свободу у них отняла система, которая не переносит свободомыслия и боится его, словно колдунья Бастинда из "Волшебника Изумрудного города" — воды.  Струи из ведра, направленной Элли на злую старуху, хватило на то, чтобы колдунья превратилась в пшик. Панк-молебна трех девушек оказалось  недостаточно, чтобы избавить страну от нынешней власти. Да они на это и не надеялись.

А вот власть надеялась избавиться от Pussy Riot. Но не смогла. Кремлевская махина, поддерживаемая церковью с одной стороны и силовыми структурами с другой, схватку с гордыми девчонками проиграла. Вчистую. Весь мир оценил поступок пассионарий. Только в 2012 г. они удостоились множества престижных призов и номинаций, включая:


  • Номинацию на Sakharov Prize for Freedom of Тhought (Премия "За Свободу Мысли" им. Сахарова) (Бельгия, сентябрь)

  • Lennon Ono Grant for Peace (Грант Леннона-Оно "За Мир") (США, oктябрь)

  • Номинацию на Luther Preis (Премию Лютера) (Германия, октябрь)

  • 57-е место в рейтинге 2012 Power 100 (100 Самых Влиятельных Людей в Искусстве) журнала ArtReview (Великобритания, октябрь)

  • 16-е место в рейтинге 100 Тоp Global Thinkers (100 Ведущих Мыслителей Мысли) журналa Foreign Policy (США, ноябрь)

  • Номинацию на звание Man of the Year (Человек Года) журнала Time (США, ноябрь).

Пройдет еще несколько лет, и мало кто вспомнит имена злодеев, учинивших в Хамсуде и за его пределами паскудство под названием "дело Pussy Riot". Поэтому сегодня, в первую годовщину расправы это сделаю я:

Марина Сырова, судья — добросовестно выполнила приказ властей и вынесла нужный приговор.

Юрий Чайка, генпрокурор — организовал арест и судилище.

Александр Никифоров, прокурор — состряпал обвинение.

Всеволод Чаплин, главный пиарщик РПЦ — организовал идеологическую травлю осужденных, успешно призывал к расправе над ними.

Дмитрий Смирнов, второстепенный пиарщик РПЦ — помогал ему в этом, призывал отобрать детей у участниц группы.

Александр Проханов, пропагандист — обеспечил политтехнологическую поддержку кампании травли, доказывая, что панк-молебен организован западными спецслужбами.

Аркадий Мамонтов, режиссер — создал серию теледоносов на осужденных под названием "Провокаторы".

Формат поста не позволяет перечислить всех основных "героев" этого действа. Но список останется неполным, если не упомянуть автора едва ли не самой зловещей фразы, произнесенной в связи с приговором. Другие поступки и идеи Путина, возможно, и забудутся, а вот слова о "двушечке" история сохранит — как памятник нашей жестокой и бесперспективной эпохе. И когда-нибудь дети скажут: "Кто? Ммм. А, знаю. Это тот, который двушечки залеплял и мочил в сортире".

Но до этого еще далеко. А пока мы становимся свидетелями совершенно иных, репрессивных процессов. Все больше противников режима оказывается за решеткой, все более абсурдными и античеловечными становятся законы, по-стахановски штампуемые законодательными органами, все более безнаказанными становится чиновничество, фактически превратившееся в оккупантов России.

На этом фоне дозволение участвовать в выборах Навальному выглядит даже не полулиберальным шагом вперед, после которого последует два чеканных казарменных шага назад, а неким прыжком в сторону, прочь от тренда. Но после 8 сентября путь назад, к репрессиям продолжится.  Ничего хорошего в этом пути нет, кроме того, что даже он приближает освобождение Надежды и Марии.  

Остался еще один год. Будем ждать.   

Леонид Сторч

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены