Минувшая неделя удивила неожиданным освобождением из застенков СИЗО участницы группы Pussy Riot Екатерины Самуцевич — после подачи кассационной жалобы в Мосгорсуд приговор ей был заменен на условный срок. Похоже, власти попытались сделать хорошую мину при плохой игре: мол, смотрите Мадонна и Пол Маккартни, мы не такие уж изверги! Много шума вызвал и очередной пропагандистский фильм НТВ "Анатомия протеста — 2", посвященный главным образом лидеру Левого фронта Сергею Удальцову, которого с помощью невнятного видео обвиняли в контактах с грузинскими спецслужбами и прочих грехах. А еще каждый вечер тысячи блогеров прилипали к экранам и смотрели дебаты кандидатов в Координационный совет оппозиции (КС) на телеканале "Дождь". Многие сходились во мнении, что
впервые чуть ли не за 20 прошедших лет страна наконец-то увидела полноценные дебаты активистов разных политических взглядов, представителей разных регионов и слоев общества.
Андрей Илларионов, вышедший в полуфинал дебатов, подвел итоги первого квалификационного тура: "Туда вышли 60 кандидатов в КС. И прошедшие дебаты продемонстрировали главную особенность свободной — через выборы или (для начала) дебаты — политической конкуренции. Это ее непредсказуемость. В полученных результатах нелегко обнаружить строгие закономерности, так как избиратели КС относятся к своему голосованию, к тому, что и как говорится кандидатами, очень серьезно. А известность и заслуги (прошлые и нынешние) сами по себе не гарантируют победы. Например, Владимир Мирзоев получил голосов больше, чем Людмила Улицкая. Максим Гонгальский — больше, чем Дмитрий Демушкин. Валерий Отставных — больше, чем Ирина Ясина. Иван Тютрин — больше, чем Ольга Романова. Вадим Дергачев — больше, чем Анастасия Удальцова. Изабель Магкоева — больше, чем Сергей Шаргунов. Николай Ляскин — больше, чем Елена Лукьянова. Любовь Соболь — больше, чем Алина Витухновская. Михаил Матвеев — больше, чем Александр Рыклин. Александр Винокуров — больше, чем Геннадий Гудков. Юлия Галямина — больше, чем Илья Пономарев. Федор Крашенинников — больше, чем Константин Косякин или Юрий Мухин. Иван Скалаух — больше, чем Константин Крылов. Олег Безруких — больше, чем Олег Шеин. Олег Козырев — больше, чем Александр Поткин. Роман Доброхотов — больше, чем Владимир Прибыловский. Денис Билунов — больше, чем Михаил Шнейдер или Петр Верзилов.
Дебаты выявили новые (для широкой общественности) имена, некоторые из которых, уверен, еще проявят себя и в гражданском движении, и в политической жизни страны".
"Несмотря на опасения, что первый квалификационный тур станет формальностью и раскрученные медийные фигуры одержат легкие победы над своими оппонентами, дебаты, как им и полагается, оказались содержательными и не обошлись без сюрпризов, — замечает Гарри Каспаров. — Так, скажем, Иван Тютрин, исполнительный директор "Солидарности", входящий в список Объединенного гражданского фронта, сумел пробиться во второй тур, опередив в своей четверке Ольгу Романову. Энергичное выступление Натальи Чернышевой, независимого муниципального депутата района Зюзино г. Москвы, заставило меня нервничать до объявления итогов голосования, которое принесло мне победу с небольшим перевесом — 1134 против 1059 голосов. Даже в рамках жесткого формата (на представление своей позиции в сумме отводится не более 90 секунд) многие малоизвестные и даже совсем неизвестные кандидаты сумели отлично себя зарекомендовать, что послужит для них трамплином для участия в будущих конкурентных выборах.
Содержательность дебатов вкупе с их энергетикой опровергают миф, что приход к власти оппозиции приведет к коллапсу всей системы государственного управления в России. Нет никаких сомнений, что в свободной России мы без особого труда сможем найти талантливых, динамичных людей, чтобы заменить 50 000 косноязычных воров и жуликов. Еще раз закройте глаза и попробуйте себе представить дебаты между Олегом Шаховым и Евгенией Чириковой, претендующими на пост мэра Химок…"
"Жизнь нам куда лучше объясняет, зачем мы должны выбирать оппозицию и не должны поддерживать ее самоназначение, —
пишет Алексей Навальный. — Просто посмотрите, что происходит на местных выборах, и ничего объяснять больше не надо.
Партия "Яблоко" выдвинула кандидатом в губернаторы Брянской области лидера регионального отделения Андрея Пономарева. Все ликуют: наконец-то оппозиция поборется за губернаторский пост.
Но, как только у местного жулика — губернатора Денина начались проблемы, его регистрацию приостановили, мощный оппозиционный кандидат снимает свою кандидатуру с выборов (вместе с кандидатом от ЛДПР), чтобы гарантировать срыв выборов в случае, если единоросса не восстановят.
То есть он не борется за победу, а выступает техническим кандидатом, действующим в поддержку "Единой России". Причем выясняется, что это не он один такой, а все брянское отделение "Яблока" участвует в этой позорной махинации ("Это не мое единоличное решение. Это решение бюро брянского отделения "Яблока", и я ему подчиняюсь", — заявил господин Пономарев).
Да, федеральное руководство "Яблока" повело себя совершенно правильно и достойно, заявив, что за такое исключит и распустит региональное отделение. Но нам от этого не легче.
Теперь вопрос: могло ли случиться такое, что откровенно мурзилочный кандидат идет на выборы от имени "оппозиции", если бы решение о его выдвижении принимали бы не три человека в Москве, а хотя бы несколько тысяч человек? Жителей Брянска, которые понимают, что к чему, и различают, кто может в Брянске претендовать на слово "оппозиция", а кто просто урвать немного денег?
Конечно, нет. Да и не стал бы никогда лидером регионального отделения партии, и политсовет бы никогда не избрали такой позорный, если б его действительно избирали люди — сторонники партии, а не назначала группка партноменклатурщиков.
А вот Химки. Был такой "независимый кандидат Белоусов", про которого кричали, что он настоящий оппозиционер (тоже бывший "яблочник") и составит альтернативу Чириковой. Его весьма пафосно поддерживал Михаил Прохоров.
Уже тогда вся эта туфта про "независимого профессионала" выглядела исключительно как попытка размыть голоса Чириковой. Ну, а пару дней назад окончательно выяснилось, что "независимый профессионал Белоусов точно знает, что делать", он снялся с выборов в пользу кандидата от "Единой России".
Да-да, сейчас Михаил Прохоров признал свою ошибку, обозвал Белоусова политической проституткой и заявил о поддержке Чириковой. Но ведь сколько сил ушло у штаба Чириковой на разъяснение очевидного: Белоусов — подставной единороссовский жулик.
Вопрос: мог ли аферюга типа Белоусова получить выдвижение и какую-то поддержку с претензией на "оппозицию", если бы такое выдвижение обуславливалось предварительным голосованием — более широким, чем пять человек в штабе у Прохорова? Конечно, нет.
Настало уже время сказать самим себе: мы все, а никто другой, должны принимать участие в принятии важнейших решений, касающихся нашей общей борьбы. Вопрос выдвижения кандидатов на выборы — это не вопрос "пошушукались и внезапно выдвинули", а вопрос гласного обсуждения, предварительной конкуренции и выдвижения того, кто в этой конкуренции победил.
Власть жуликов и воров боится выборов и конкуренции, а нам они — лучшие друзья и то, что принесет нам победу.
Вот когда все, кто претендует на "выдвижение от оппозиции" пройдут через конкурентные процедуры, через такие, порой весьма жесткие, дебаты, которые мы сейчас имеем на выборах в КС, только тогда мы и получим давно желанное "улучшение качества человеческого материала".
Конкуренция идей, конкуренция программ, публичные дебаты, а потом прямое и всеобщее голосование сторонников — вот, что нам нужно. Это даст нам кандидатов, которые могут убеждать людей, вести их за собой и побеждать на выборах. Координационный совет оппозиции будет сформирован именно так. И это не членам совета нужно, чтоб их выбрали. Это всем нам нужно, чтоб мы избрали тех, кого хотим. Тех, кто нас представляет. Регистрируйтесь и выбирайте. До конца регистрации осталось 8 дней".
"Почти четверть века назад в нашу страну стала возвращаться свобода. Как оказалось, ненадолго, — осмысливает значение дебатов кандидатов в КС Иван Стариков. — Мы были мотыльками, летящими на свет демократии и свободы, не ведающими, что следом за мотыльками к свету направляются жабы. Очевидная несправедливость разделения советского народа на вызывающе богатых и вопиюще бедных, отсутствие осмысленного проекта будущего, победа исторически бесперспективной "логики трубы" надолго отвратили от политики образованных и умных граждан.
Ощущение, что ты реально можешь влиять не только на свою жизнь, но и на судьбу своей страны, начало исчезать к середине 90-х, а к началу нулевых пропало вовсе.
Вытеснение из публичной политики борьбы идей, ее превращение в состязание политтехнологов с их фантомами окончательно сделали политику малопочтенным занятием, до которого порядочным людям дела нет.
Власть над огромной страной оказалась в руках маленького человека с тихим голосом, незаметными жестами и бесцветными глазами, убежденного "монетократа". Он и по сей день свято верит, что за деньги можно решить любой вопрос. Любой. Он до сих пор пытается соблазнять сограждан, хотя денег у него осталось мало. Когда нефтедоллары закончатся, может не стать и страны.
А народ идет не за большими деньгами, а за большими идеями.
Мы обязаны предложить проект будущего, в котором свобода и справедливость будут неотделимы друг от друга и в политике, и в экономике. И это будет настоящая, объединяющая страну СТРАТЕГИЯ БОЛЬШИНСТВА".
"А вот мое эссе к выборам в КС, — пишет Александр Рыклин.
— Про чувство собственного достоинства.
Унизительно и стыдно, когда у тебя воруют твой голос! Унизительно и стыдно жить в стране, в которой парламент не парламент, партии не партии, а СМИ не СМИ. Унизительно и стыдно смотреть на лица депутатов российской Госдумы, даже когда они молчат. А когда они открывают рот, начинаешь сгорать со стыда, несмотря на то, что ты их не выбирал. Впрочем, их никто не выбирал.
Сегодня десятки, сотни тысяч людей выходят на протестные акции по всей стране не для того, чтобы свергнуть Путина, добиться честных выборов или даже освободить политзаключенных. Вернее, не только для этого! Они выходят прежде всего для того, чтобы восстановить попранную честь, вернуть себе чувство собственного достоинства! Выборы в Координационный совет оппозиции важны не только потому, что в результате их проведения в России возникнет легитимная структура, представляющая практически все протестное движение.
В России впервые за долгие годы пройдет честное голосование и появится реестр свободных избирателей, готовых начать строительство новой страны с новой политической системой.
Однако возведение современной политической системы с дееспособными общественными и политическими институтами невозможно без демонтажа всей конструкции путинского режима. Мирный поэтапный план такого демонтажа и призван будет выработать выбранный КС. Выработать и предложить на суд протестной общественности. Такой поэтапный план, включающий в себя подробное и детальное описание переходного периода, должен стать отправной точкой в возможных переговорах оппозиции с ответственной частью правящего класса, способной осознать, что переговоры — единственная альтернатива силовому сценарию изгнания путинской группировки с российского политического поля, который чреват тяжелейшими последствиями для страны и непредсказуемым результатом. Выбранный КС будет призван обеспечить России мирный переход к новой жизни, и в этом его основная функция".
Вы можете оставить свои комментарии здесь